Нарушение фонематического
слуха (фонематического анализа)
очень распространенное нарушение среди дошкольников и младших школьников...
Фонематический слух (фонематический анализ) – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка; это способность слышать и различать на слух звуковой состав слов, воспринимать особенности и порядок звуков. Он заключается в способности различать и обобщать различные значения в отдельные группы.
Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового
строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка:
морфем, слов, предложений .
Фонематический слух позволяет ребенку осуществлять
осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. При
нормальном речевом развитии фонематический слух формируется спонтанно в
условиях речевого окружения. Только при его наличии возможно четкое восприятие
речи и смысла отдельных слов.
Развитый, сформированный фонематический слух позволяет:
- различать звуки в изолированном произношении;
- слышать и узнавать звуки в составе слова и речевого высказывания;
- различать слова, в состав которых входят одни и те же звуки в различной линейной последовательности;
- различать слова, отличающиеся только одной фонемой.
В случае, если у ребенка не
сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по
своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается
не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались. В других
случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но
нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор
звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает
разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены
звуков (фонем). При неразвитом фонематическом слухе высока вероятность дисграфии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий