Powered By Blogger

вторник, 29 мая 2012 г.

  Нарушение фонематического слуха (фонематического анализа) 
 
очень распространенное нарушение среди дошкольников и младших школьников...

 Фонематический слух (фонематический анализ) – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка; это способность слышать и различать на слух звуковой состав слов, воспринимать особенности и порядок звуков. Он заключается в способности различать и обобщать различные значения в отдельные группы.
 Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений .
Фонематический слух позволяет ребенку осуществлять осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. При нормальном речевом развитии фонематический слух формируется спонтанно в условиях речевого окружения. Только при его наличии возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов.

Развитый, сформированный фонематический слух позволяет:
- различать звуки в изолированном произношении;
- слышать и узнавать звуки в составе слова и речевого высказывания;
- различать слова, в состав которых входят одни и те же звуки в различной линейной последовательности;
- различать слова, отличающиеся только одной фонемой.
            В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем). При неразвитом фонематическом слухе высока вероятность дисграфии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий